Смольянcкий государственный аграрный колледж

Адрес:

улица Замковая 1, агрогородок Смольяны, Витебская область, п/и 211014, Республика Беларусь

Тел/факс:

8 (0216) 29-91-43

E-mail:

cgakppn@tut.by

previous arrow
next arrow
Slider

Вступительные испытания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Министра образования
Республики Беларусь
_____________ В.А. Богуш
11 мая 2017 г.

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

для абитуриентов, получивших профессионально-техническое образование с общим средним образованием, поступающих на сокращенных срок обучения в учреждения образования, реализующие образовательные программы среднего специального образования

Специальность 2-74 02 01 Агрономия

Рекомендовано к изданию экспертным советом Республиканского института профессионального образования

Ректор учреждения образования

«Республиканский институт

профессионального образования»                                  В.Н. Голубовский

Начальник центра

научно-методического обеспечения

профессионального образования

учреждения образования

«Республиканский институт

профессионального образования»                                  А.Н. Петрова

Авторы: С.А. Шибеко, заместитель директора учреждения образования «Смольянский государственный аграрный колледж»;
Л.Н. Голяс, заведующий отделением  учреждения образования «Смольянский государственный аграрный колледж»;
Л.О. Шинкевич, преподаватель учреждения образования «Смольянский государственный аграрный колледж».
Рецензенты: О.Л. Ходоренко, начальник отдела организационно-методического обеспечения профессионального образования центра научно-методического обеспечения профессионального образования учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»;
И.И. Иодо, методист отдела научно-методического обеспечения технических специальностей центра научно-методического обеспечения профессионального образования учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования».

Программа вступительного испытания составлена на основе сборника типовой учебно-программной документации для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования по специальности
3-74 06 51 «Техническое обеспечение сельскохозяйственных работ», квалификации 3-74 06 51-52 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», 3-74 06-51-51 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования», утвержденного Министерством образования Республики Беларусь 29.10.2010; типовой учебной программы «Основы агрономии» для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 26.03.2008.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Абитуриенты, поступающие на сокращенный срок обучения, должны иметь профессионально-техническое образование с общим средним образованием и одну из квалификаций рабочего: «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования».

В содержание программы вступительного испытания по специальности
2-74 02 01 «Агрономия» включен учебный материал учебных предметов: «Основы агрономии», «Технология и организация механизированных работ», «Устройство сельскохозяйственных машин», «Охрана труда».

Требования к знаниям и умениям

Абитуриент должен знать:

растения и условия их жизни;

состав и свойства почвы;

способы обработки почвы;

питание и удобрение растений;

систему земледелия и севообороты;

основы семеноводства, посев и посадку семян;

уход за посевами;

способы защиты растений от сорняков, вредителей и болезней;

общие сведения о болезнях сельскохозяйственных культур;

понятие о технологии возделывания сельскохозяйственных культур и технологии выполнения работ;

агротехнические и технологические требования, предъявляемые к проведению сельскохозяйственных работ;

виды основных неисправностей машин и агрегатов, способы их обнаружения и устранения;

устройство, принцип работы, эксплуатационные регулировки тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин и орудий, комбайнов и других самоходных машин;

правила выполнения технического обслуживания и текущего ремонта;

правила комплектования прицепных и навесных агрегатов и их транспортировки;

способы регулирования механизмов и узлов тракторов, агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин и орудий, самоходных машин и сельскохозяйственных машин;

назначение и взаимодействие основных узлов и деталей;

устройство обслуживаемых сельскохозяйственных машин, оборудования, комбайнов и тракторов;

технологическую последовательность разборки, ремонта и сборки машин и оборудования;

методы выявления и способы устранения дефектов в работе машин и отдельных агрегатов;

правила регулирования сельскохозяйственных машин и оборудования;

требования по охране труда, безопасные методы и приемы труда;

требования по пожарной безопасности при выполнении работ;

вредные и (или) опасные производственные факторы, меры по их предупреждению и уменьшению степени их воздействия на работников;

правила и способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на рабочем месте;

основы экологии и охраны окружающей среды.

Абитуриент должен уметь:

управлять тракторами при выполнении полевых сельскохозяйственных работ (пахота, посев и посадка различных сельскохозяйственных и лесных культур, культивация, боронование и т.д.);

 управлять тракторами при проведении  работ в животноводстве, всех видов транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, при выполнении других сельскохозяйственных работ в растениеводстве, животноводстве, кормопроизводстве, защищенном грунте, по уходу за многолетними насаждениями, агро- и гидромелиорации и лесном хозяйстве в соответствии с агротехническими и технологическими требованиями предъявляемые к ним;

выполнять комплектование машинно-тракторных агрегатов, регулирование механизмов тракторов, навесных и прицепных орудий, самоходных и других машин;

выполнять разборку, ремонт, сборку и регулировку комбайнов и тракторов, сложных  агрегатов и узлов сельскохозяйственных машин, оборудования животноводческих ферм и комплексов;

применять безопасные методы и приемы труда при выполнении работ;

соблюдать требования по охране труда и пожарной безопасности;

пользоваться первичными средствами пожаротушения;

оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях на производстве;

соблюдать требования по охране окружающей среды при выполнении соответствующих видов работ.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Основы агрономии

Понятие о растении как о живом организме. Строение растений. Размножение, питание и условия жизни растений.

Понятие о почве, ее состав и свойства.

Основные задачи обработки почвы. Технологические процессы обработки почвы. Приемы и способы обработки почвы.

Важнейшие элементы питания растений.

Классификация удобрений. Виды удобрений. Способы внесения удобрений.

Понятие о севообороте. Типы и виды севооборотов.

Семена и их сортовые и посевные качества. Подготовка семян к посеву и посадке. Способы и схемы посева и посадки семян.

Общие сведения о сущности ухода за посевами и посадками растений. Основные приемы ухода за посевами и посадками растений.

Общие сведения о сорных растениях. Классификация сорных растений. Меры борьбы с сорняками. Не химические меры борьбы с сорняками.

Общие сведения о вредителях и болезнях культурных растений. Основные возбудители болезней. Методы борьбы с вредителями болезней культурных растений.

Интегрированная система защиты культурных растений.

 

Технология и организация механизированных работ

Общие сведения о технологии и организации механизированных работ. Энергетические средства сельскохозяйственного производства. Комплектование машинно-тракторных агрегатов (МТА).

Способы движения МТА. Показатели работы МТА. Ресурсосбережение сельскохозяйственных технологий.

Технология внесения удобрений, агротехнические требования к внесению минеральных и органических удобрений.

Лущение стерни как операция основной обработки почвы. Агротехнические требования. Комплектование и подготовка к работе МТА. Организация работы агрегатов в поле. Контроль и оценка качества работы.

Вспашка как операция основной обработки почвы, ее цель. Агротехнические требования к гладкой и загонной вспашке.  Комплектование и подготовка к работе пахотных МТА с плугом для загонной вспашки.

Предпосевная обработка почвы. Агротехнические требования. Комплектование и подготовка к работе МТА для предпосевной обработки почвы.  Организация работы агрегатов в поле. Контроль и оценка качества работ.

Технология химической защиты растений: машины для внесения пестицидов, агротехнические требования к внесению пестицидов. Комплектование, подготовка и организация работы МТА. Контроль и оценка качества работы.

Организация механизированных работ по уборке зерновых, зернобобовых и крупяных культур.

Посев зерновых, зернобобовых и крупяных культур: машины для посева, агротехнические требования к посеву. Комплектование и подготовка к работе посевных МТА. Контроль и оценка качества посева.

Уход за посевами зерновых, зернобобовых и крупяных культур.

Способы уборки зерновых, зернобобовых и крупяных культур уборки. Уборка незерновой части урожая. Агротехнические требования к уборке.

Особенности основной и предпосадочной обработки почвы, внесения удобрений под картофель.

Посадка картофеля. Агротехнические требования. Комплектование и подготовка к работе МТА для посадки картофеля. Организация работы посадочных агрегатов. Контроль и оценка качества посадки.

Технология и организация механизированных работ по уходу за посадками картофеля. Агротехнические требования к выполнению технологических операций по уходу за посадками картофеля. Контроль и оценка качества обработки посадок картофеля.

Машины, применяемые для уборки картофеля в зависимости от технологии возделывания и схемы уборки.  Комплектование, подготовка и организация работы МТА для уборки картофеля. Контроль и оценка качества уборочных работ.

Особенности обработки почвы, внесения удобрений, посев сахарной свеклы, кормовых корнеплодов. Агротехнические требования к посеву.

Уход за посевами. Агротехнические требования к операциям по уходу за посевами. Комплектование, подготовка к работе МТА для ухода за посевами. Организация работы МТА. Контроль и оценка качества работ.

Уборка сахарной свеклы, кормовых корнеплодов. Агротехнические требования. Способы уборки. Комплектование, подготовка к работе. Организация работы МТА. Контроль и оценка качества работ.

Особенности основной и предпосевной обработки почвы, внесения удобрений под лен. Агротехнические требования к посеву льна и уходу за посевами. Особенности комплектования, подготовки к работе МТА и работы.

Уборка льна. Агротехнические требования. Машины для уборки льна, приготовления тресты и ее уборки. Контроль и оценка качества выполняемых работ.

Технология производства кормов. Виды кормов. Особенности технологии возделывания многолетних трав, однолетних злакобобовых смесей и силосных культур, особенности технологии и организации механизированных работ по посеву и уходу за посевами.

Уборка трав, злакобобовых смесей и силосных культур. Агротехнические требования к уборке трав и силосных культур. Организация работы МТА. Контроль и оценка качества выполняемых работ.

 

Устройство сельскохозяйственных машин

Машины и орудия для основной обработки почвы. Классификация, краткая техническая характеристика изучаемых плугов. Агротехнические требования к плугам.

Общее устройство плугов, процесс работы. Основные регулировки  и неисправности изучаемых плугов, способы выявления, устранения и предупреждения.

Машины для поверхностной обработки почвы. Назначение, устройство, основные регулировки, основные неисправности, способы выявления, устранения и предупреждения.

Культиваторы (навесные, прицепные, полунавесные) для сплошной обработки почвы. Назначение, устройство, основные регулировки, основные неисправности, способы выявления, устранения и предупреждения.

Агрегаты комбинированные почвообрабатывающие. Назначение машин, общее устройство, процесс работы. Основные регулировки,  неисправности, способы выявления, устранения и предупреждения.

Машины для междурядной обработки почвы при возделывании пропашных культур. Устройство и процесс работы изучаемых машин, основные регулировки.

Классификация машин для посева и посадки сельскохозяйственных культур.

Сеялки пневматические. Устройство и процесс работы изучаемых машин, основные регулировки.

Сеялки механические. Устройство и процесс работы изучаемых машин, основные регулировки.

Агрегаты комбинированные почвообрабатывающе-посевные. Картофелесажалки. Рассадопосадочные машины. Машины для посева и посадки овощей. Устройство и процесс работы изучаемых машин, основные регулировки.

Машины для подготовки и внесения минеральных удобрений, их классификация. Устройство, процесс работы изучаемых машин.

Машины для транспортировки и внесения твердых и жидких органических удобрений. Устройство, процесс работы изучаемых машин.

Машины для химической защиты растений: опрыскиватели навесные и прицепные штанговые, опрыскиватели вентиляторные. Устройство, процесс работы изучаемых машин.

Косилки дисковые навесные. Косилки сегментно-пальцевые. Косилки-плющилки прицепные. Устройство, процесс работы изучаемых машин.

Машины для ворошения и сгребания травы. Устройство, процесс работы изучаемых машин.

Машины для заготовки прессованных кормов из трав. Устройство, процесс работы изучаемых машин.

Косилки-измельчители. Устройство, процесс работы изучаемых машин.

Машины для уборки соломы. Устройство, процесс работы изучаемых машин.

Машины для уборки картофеля, сахарной свеклы и кормовых корнеплодов. Устройство, процесс работы изучаемых машин.

Льноуборочный комбайн. Устройство, процесс работы.

Машины для уборки овощей (лука, капусты, корнеплодов, огурцов).

 

Охрана труда

Теоретические основы охраны труда. Основные законодательные акты по охране труда. Система стандартов безопасности труда.

Контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов по охране труда: органы государственного надзора и контроля, виды контроля. Ответственность за нарушение законодательства о труде.

Содержание понятий «травматизм», «несчастный случай», «травма», «опасный производственный фактор». Классификация несчастных случаев.

Расследование несчастных случаев на производстве. Особенности расследования групповых несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом.

Содержание понятий «профессиональная заболеваемость», «профессиональные заболевания» и «вредный производственный фактор».

Основные причины травматизма и заболеваемости на производстве. Основные мероприятия по их предупреждению (организационные, технические, санитарно-производственные, медико-профилактические и др.).

Понятие о производственной санитарии как о системе организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств.

Вредные производственные факторы: метеорологические условия, пыль, газ, ядовитые вещества, пары, шум, вибрация, освещенность и др. Их воздействия на организм человека.

Основные гигиенические особенности труда механизаторов сельского хозяйства.

Санитарно-гигиенические требования к содержанию производственных и жилых помещений, рабочих мест и полевых станов.

Организационные и технические противопожарные мероприятия.

Первичные средства тушения пожаров.

Особенности тушения пожара в ремонтной мастерской, гараже, животноводческом помещении, на зерновом складе и складе средств химизации сельского хозяйства, в поле, лесу.

Противопожарный режим в организации. Действия во время пожара.

Общие вопросы безопасности труда при работе на тракторах и сельскохозяйственных машинах.

Средства индивидуальной защиты от опасных и вредных производственных факторов.

Условия допуска к работе на тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах.

  

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Материалы для проведения вступительного испытания по специальности разрабатываются на основе данной программы.

Форма проведения вступительного испытания определяется учреждением образования.

В структуру заданий для проведения вступительного испытания по специальности должны быть включены вопросы: по основам агрономии, по технологии и организации механизированных работ, устройству сельскохозяйственных машин, охране труда.

Знания абитуриента оцениваются по десятибалльной шкале в соответствии с приведенными критериями оценки вступительного испытания.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

Отметка в баллах Показатели оценки
1

(один)

Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявляемых в готовом виде (фактов, терминов, явлений, действий и т.д.)
2

(два)

Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявляемых в готовом виде; осуществление соответствующих практических действий.
3

(три)

Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения); осуществление умственных и практических действий по образцу
4

(четыре)

Воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие единичных существенных ошибок
5

(пять)

Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений); наличие несущественных ошибок
6

(шесть)

Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание  и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение  заданий по образцу, на основе предписаний); наличие несущественных ошибок
7

(семь)

Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство,  формулирование выводов, недостаточно самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок
8

(восемь)

Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение всего программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обновление и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок.
9

(девять)

Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способов решения учебных задач, выдвижение предложений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий)
10

(десять)

Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации ( самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формированию правил, демонстрации рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий)

При ответе на вопросы учитывается характер и количество допущенных ошибок. При наличии существенных ошибок отметка может быть снижена на 50%, а несущественных – на 10%.

Отметка 0 (ноль) баллов выставляется абитуриенту при отказе от ответа.

Отметка по результатам вступительного испытания выставляется, исходя из суммы баллов по всем вопросам экзаменационного задания в соответствии со следующей таблицей.

Общая сумма баллов

Отметка

1-3 1
4-6 2
7-9 3
10-12 4
13-15 5
16-18 6
19-21 7
22-24 8
25-27 9
28-30 10
Последнее обновление: 19 января 2018 в 9:05